Переход материальных процессов в мир электронных технологий необратим. Сейчас уже никого не удивишь походом в банк, библиотеку или даже в медицинское учреждение без выхода из собственного жилья. Конечно, поход за покупками – один из наиболее ярких и удачных примеров. Электронная коммерция придумана еще на начале 90-х в новом тысячелетии приобрела новых оборотов.
Большинство крупных электронных магазинов приобрели свою популярность в наиболее заселенных регионах нашей планеты. Азиатские представители электронного бизнеса лидируют на рынке. Самыми прибыльными из них являются
Taobao.com – ресурс, ориентированный на китайских потребителей. Сайт является посредником между покупателями и продавцами, которыми и есть пользователи Taobao. Товары, предлагаемые на такой своеобразной бирже различны: от бытовых приборов до одежды. На сайте можно приобрести новые и бывшие в употреблении единицы, предварительно оговорив цену между сторонами. Цена может быть также может быть и фиксированной или формироваться в ходе аукциона. Итак, существуя с 2003 года, сайт показал небывалые темпы развития и стал неоспоримым лидером на рынке онлайн-продаж Азии. Каждые четыре из пяти покупок в Китае не обходятся без этого онлайн-магазина. В связи с большой долей на этом рынке, владельцы компании близки к решению о разделении магазина на несколько меньших в зависимости от рубрик.
Еще одним из азиатских компаний, представленных в категории почти всех товаров для дома и быта есть AliExpress, которые в поисках покупателей расширяют свой бизнес и на иностранные рынки. Свидетельством тому - англоязычный интерфейс и возможность доставки в другие страны.
Amazon.com – яркий пример победы виртуального магазина над физическим. Начиная с продаж аудиозаписей и видеопродукции, сейчас ресурс предлагает больше тридцати наименований продукции широкого спектра. Эффективность проекта с названием amazon.com обеспечена
Изначально американский проект имеет свои представительства в Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии, Китае. Для представителя постсоветского пространства доступен не весь ассортимент товаров. Тем не менее, многие соотечественники уже успели стать пользователями этого сервиса, например, с покупкой электронных книг.
EBay.com – еще один американский представитель среди выборки. Стартовой позицией компании был рынок интернет-аукционов, затем расширившийся до интернет-магазинов и интернет-платежей. Первой продажей стала нерабочая лазерная указка, сейчас же ebay.com имеет свои представительства более, чем в двадцати странах мира, включая азиатские регионы. Единственным пока почти закрытым для этой компании рынком остается Япония. Здесь несомненным лидером продаж является Yahoo.
Последний начинался с формата поисковой системы и только, спустя некоторое время был дополнен сервисами. Среди предлагаемых товаров: электроника, товары для сада и дома, одежда, прочие вещи.
Все рассмотренные примеры имеют несколько общих черт. Общая модель построена фактически одинаково: продажи строятся от модели «блошиного рынка», где есть возможность настоящие артефакты, продающиеся с рук, до модели продаж с твердой ценой с четкими ограничениями. Также почти все они поддерживают формат аукциона, с постоянно изменяющейся ценой. В зависимости от масштаба деятельности поддерживается международная доставка. Следует заметить, что ее цена, например, для amazon.com составляет несколько долларов.
Наведенные выше примеры касались продаж народного потребления, соответственно их ассортимент достаточно широк. Существуют, однако, и другие подходы. Например, когда некая всемирно известная торговая марка делает свой виртуальный эксклюзивный магазин. Такие магазины узконаправленны и их покупатели знают, в поисках какого продукта следует обращаться сюда. Компания
Интернет-магазин Victoria’s Secret предоставляет услуги продажи женского белья. Всемирно известный бренд, имидж какого поддерживается постоянными показами с привлечением знаменитых моделей, качеством продукции, позиционирующей себя как доступная роскошь, имеет свою часть продаж и в Интернете.
Выгода от подобных покупок очевидна. Это не покупка кота в мешке из набора, предлагаемых на сайтах с широким ассортиментом. Есть гарантия от производителя, которая может стать веской причиной выбора этого продукта.
Таким же образом покупатели приобретают электронику. Например, при выборе между гаджетами разных производителей среднестатистический пользователь отдаст предпочтение, к примеру, официальному сайту Apple, чем любому другому продавцу. Даже некоторая разница в цене не станет решающим фактором.
Чтобы застраховаться от неудачных покупок в интернет-магазине, нужно пользоваться сервисами больших компаний, которые ведут списки нечестных продавцов и покупателей. Также важно читать отзывы, которые оставляют предыдущие пользователи. Собственно говоря, только это в основном и говорит о качестве продукции.